№ 0183. 22 сентября 1935 года. Москва.
8—11 августа с. г. мной было проверено состояние готовности Карельского укрепленного района и боевой подготовки
7 мотомехкорпуса и 200 авиабригады Ленинградского военного округа.
Карельский укрепленный район. Состояние долговременных сооружений — хорошее. Гарнизонами КАУР'а
проделана большая работа по маскировке ДОТ'ов и расчистке участков обстрела. Связь между батальонными и ротными районами работала безотказно.
Боевая подготовка гарнизонов — вполне удовлетворительная. Начальствующий состав и бойцы хорошо освоили службу в ДОТ'ах и основательно
знают свои районы. Проведенные мной боевые стрельбы — индивидуальные в 15 отд. пул. батальоне и роты в 1 отд. пул. батальоне — дали
высокие результаты, что свидетельствует о хорошей подготовленности бойцов и умении командиров управлять огнем. Успех стрельбы в
значительной степени обязан прекрасной работе 1 фототеодолитного отряда (командир отряда т. Калашников), обеспечившего
все гарнизоны КАУР'а фото-измерительными данными. Коменданты ДОТ'ов производят впечатление толковых, четких и волевых командиров.
Служба ПВО и химподготовка поставлены удовлетворительно. Работа электростанции, обслуживаемой взводом (командир взвода
т. Аксенов) 30 отд. прожекторной роты, найдена в отличном состоянии.
В общем видна большая и успешная работа командиров, начальствующего состава и бойцов над дальнейшим ростом
своей боевой готовности.
К недочетам отношу:
недостаточную строевую подготовку и выправку частей КАУР'а;
недоработанную службу наблюдения у бойцов и командиров, что неоднократно замечалось при действиях
командиров по управлению огнем и пулеметных расчетов;
неудовлетворительную систему по оповещению по тревоге (15 отд. пул. батальон);
слабую натренированность гарнизонов ДОТ'ов по устранению проникших в ДОТ'ы газов;
необеспеченность ДОТ'ов светом и согревающими средствами, хотя то и другое можно было решить на месте путем выдачи
каждому ДОТ'у ламп и танковых подогревателей;
отсутствие в большинстве ДОТ'ов перископов, за неимением обсадных труб.
Помимо устранения указанных недочетов, командующему войсками ЛВО т. Белову обратить внимание на усиление
подготовки частей КАУР'а к ночным действиям и более частое привлечение полевых войск и штабов для совместных учений в системе укрепленного района.
7-й мотомехкорпус. Поднятый мной по боевой тревоге корпус показал большую мобильность и организованность, —
через 1 час боевой состав корпуса находился уже в районе сбора. Оповещение по тревоге передано было быстро. ПВО и ПХО было организовано хорошо
и своевременно. Водительский состав работал четко, — было видно, что машина стала послушной в руках водителя. Командиры и начальствующий состав
проявили должную распорядительность, хотя имели место и недопустимые вещи, как-то: стремление некоторых командиров шествовать перед танками,
указывая им направление движения. Неудовлетворительно обстоит вопрос с выходом танков из лагерного расположения в район сбора по тревоге и
отсутствие маскировки сборных районов. В общем, боевая тревога корпуса прошла хорошо для сегодняшнего дня, но мало удовлетворяет требованиям
завтрашнего дня. Близость границы должна обязывать весь личный состав корпуса к максимальной бдительности, мобильности и постоянной боевой
готовности.
Состояние парков в 19-й мотомехбригаде произвело хорошее впечатление — заметен значительный сдвиг в лучшую сторону
в уходе и сбережении машин. Учет эксплоатации машин поставлен вполне удовлетворительно. Состояние вооружения и боевого оборудования боевых
машин говорит о том, что 19-я мотомехбригада много сделала по устранению недочетов, отмеченных моим приказом № 027. Командир корпуса
т. Бакши заверил меня, что и в остальных частях корпуса сделано не мало по изжитию недочетов. Верю Вам, т. Бакши,
и надеюсь, что Вы избавите меня от издания в будущем приказов, подобных приказу № 027. От 7 мотомехкорпуса, укомплектованного сынами пролетариев
города Ленина, страна вправе ждать образцовейшей работы!
200-я авиабригада. Проверенные на выдержку в полетах и решении боевых задач некоторые отряды
и эскадрильи бригады показали хорошую слетанность, слаженность и маневренность. В лучшую сторону выделялись своими действиями истребители.
Командный и летный состав подготовлен удовлетворительно. Неудовлетворительно отработано во всех эскадрильях управление по радио: комсостав слабо
владеет кодом, связисты — многословны, передача — крайне медленна. Работа радиосвязи в бригаде обратно пропорциональна скорости полета самолета,
а между тем принципом радиоуправления должно быть — "минимум слов — максимум понимания". Начальник связи жалуется на недостаточность внимания
к его работе со стороны командования. Что это так, видно по состоянию организации радиослужбы в авиабригаде.
По аварийности бригада, имея достижения в сравнении с прошлым годом, не может, однако, считать, что у нее благополучно.
Аварии имели место в бригаде и в этом году, и, самое главное, источники их — лихачество, недисциплинированность, халатность — окончательно
еще не изжиты. Работа над воспитанием людей, над выработкой в них любви и уважения к технике, над повышением требовательности к себе и
подчиненным — остается главнейшей задачей перед частями бригады в борьбе за безаварийность.
Командование бригады проделало большую работу по подготовке кадров. Высокий уровень подготовленности летчиков был
особенно заметен в полетах истребителей. Но успокаиваться на достигнутом никоим образом нельзя, — надо иметь в виду беспрерывный рост техники.
Совершенный самолет требует еще более совершенного летчика. Непрестанное совершенствование летного состава должно быть основой всей боевой
подготовки в бригаде.
Крупным недочетом в бригаде, хотя это касается и других авиационных соединений, является не совсем равное положение
летнабов с летным составом. Летнаб почему-то считается некоторыми товарищами из летчиков работником второго порядка. Ему уделяют меньше
внимания и забот, над совершенствованием его мало работают, сам летнаб считает свою должность транплином к должности летчика и т. д. Подобное
отношение к летнабу я считаю нетерпимым в Красном воздушном флоте. Пора всем уяснить исключительно важную роль летнаба в работе авиации.
Он должен быть хорошо подготовлен и ему должно уделяться не меньше внимания, чем другим категориям летного состава. Впредь о качестве
авиасоединений я буду судить не только по состоянию подготовки летчиков, но и летнабов.
Общий вывод по проверке 200-й авиабригады — бригада подготовлена хорошо. Устранив указанные мной недочеты, бригада
сможет быть передовой в рядах воздушного флота РККА.
Народный Комиссар Обороны Союза ССР К. Ворошилов.
|